Лучшие умы человечества во все времена разрабатывали новые технологии познания и использования природы для повышения качества жизни человека.
Однако всегда находились люди, обращающие эти технологии осознанно или неосознанно во вред природе и человеку. Становятся привычными техногенные катастрофы, приводящие к уничтожению людей и окружающей среды. Многие природные катаклизмы оказываются отдалёнными последствиями неразумных притязаний человека на управление природой. Закономерно возникает вопрос: ”Что такое человечество – венец природы, призванный для её сохранения, или раковая опухоль планеты?” Обдумывая этот вопрос, невольно склоняешься к мысли, что человечество обладает обеими этими функциями, а его отдельные индивидуумы способны к разным предназначениям в зависимости от психофизиологического состояния.
Как будут решаться глобальные проблемы человечества – на основе объективных выводов науки или субъективной интуиции лидеров государств? Способны ли накопленные теоретические знания включить прожектор новых технологий для дальнейших прорывов к совершенству земной цивилизации?
А может планета снова умоется кровью мировой бойни, развязанной экстремистами, перешагнувшими границу нормы в психофизиологическом состоянии человека – новым Гитлером или неким инженером Гариным, вознамерившимся властвовать над миром с помощью биотехнологий? А может некое государство, сконцентрировав интеллектуальные ресурсы мира в сфере военных технологий и получив возможность самостоятельно решать глобальные проблемы, перешагнёт границы нормы популяционного здоровья своего народа и станет вершителем судеб народов или даже ликвидатором «неполноценных» популяций в целях сбережения невосполнимых ресурсов планеты, необходимых для высокого качества жизни потомков своего народа?
В этой связи, будущее человечества и самой планеты Земля зависит от того, здоровье или патология возобладает в человеческих популяциях и среди личностей, определяющих судьбы народов, государств, регионов и даже предприятий, разрабатывающих новые технологии.
Отсюда следует, что самой актуальной для человечества научной проблемой является разработка технологии и организация мониторинга состояния здоровья человека и его популяций для гарантированного обеспечения нормального психофизиологического состояния обследуемых и профилактики патологических отклонений в любых экологических условиях заселённых территорий планеты.
До начала 21-го века мировая наука не имела возможностей гарантировать здоровье человеку и его популяциям, поскольку не существовало критерия для объективного различения нормы и патологии, а теоретики медицины считали, что граница между этими понятиями размыта и предлагали врачам руководствоваться в определении состояния нормализации больного своей личной интуицией (Р.Флетчер, С. Флетчер, Э. Вагнер «Клиническая эпидемиология. Основы доказательной медицины», 1998). Хотя доказательная медицина активно пропагандируется среди практических врачей, как новейшее достижение в развитии медицины, очевидно, что субъективизм в оценке больного не может стать основой гарантированного излечения.
Клиническая иммунология – второй претендент на роль лидера практической медицины тоже останавливается перед барьером в виде размытой границы между нормой и патологией. Уже в 21-м веке академик В.А. Черешнев с соавторами (Иммунология, 2001,№3, 12) отметили, что параметры иммунного статуса, используемые в разных лабораториях мира, “порой отличаются в два раза. Их интерпретация в качестве нормы и показателей здоровых людей не является достаточно обоснованной”.
Попытки искать границы нормы для каждого отдельного параметра организма человека непродуктивны, поскольку организм представляет собой целостную интегральную систему, а задача медицины состоит в том, чтобы вылечить человека, а не одну из его болезней. Принцип «лечить больного, а не болезнь» уже 25 веков известен как заповедь Гиппократа, никогда не подвергавшаяся сомнению. Однако утвердившийся в мировой медицине нозологический подход к патологии привёл к тому, что лечат «именно болезнь, как понятие собирательное, общее для всех страдающих ею и в равной мере присущее каждому из них». «Метод лечения, препарат и т.д. подбирают не столько под больного, сколько под болезнь», - констатируют в своей монографии «Общая патология человека» Д.С. Саркисов, М.А. Пальцев и Н.К. Хитров. Существует приказ Минздрава РФ №260 от 29.08.97г. “О разработке медико-технологических протоколов ведения и лечения больных”. Врач вынужден при лечении больного руководствоваться узаконенным стандартом, который концентрируется на типичных особенностях конкретного заболевания и в принципе не может предусмотреть все варианты индивидуальной реакции больного на назначенное лечение. В результате патологоанатомы сообщают о росте ятрогений – болезней, порождённых врачом (В.В. Серов «Общепатологические подходы к познанию болезни», 1999). Ситуация имеет глобальный характер. По заявлению бывшего президента США Б. Клинтона только в США ежегодно страдают от врачебных ошибок около 100 тысяч человек (Мед. газета №10, с.14 от 11.02.2000 г.). Организаторы здравоохранения самых развитых стран мира считают это неизбежным злом.
При отсутствии критерия для оценки характера (положительного или отрицательного) интегрального влияния на человека терапевтических процедур, врач не может исключить возможности терапевтических осложнений. Не зря сложилась поговорка: одно лечим – другое калечим. При отсутствии критерия нормализации организма человека, не зная границы между нормой и патологией, врач не может гарантировать излечение больного.
К началу 21-го века стала общепринятой следующая концепция: “Показатели здоровья и нездоровья сегодня на 60-65% определяются условиями окружающей среды, питания, образа жизни, на 20% - генетическими факторами и только на 10- 15% зависят собственно от состояния и организации системы здравоохранения. Здоровье населения, за вычетом этих 15% собственно медицинской помощи, категория немедицинская. Это категория экономическая, экологическая, ноосферная”. Заключение взято из книги академика РАМН Ю.П. Лисицына и А.С. Акопяна «Панорама охраны здоровья. Реструктуризация медицинской помощи и нерешённые вопросы приватизации в здравоохранении»,1998г. Газета Московский комсомолец 14 апреля 2006г. на стр.14 процитировала новое заключение: “«Лишь на 7- 8 процентов здоровье россиян зависит от работников медицины». Такое открытие сделал не случайный в медицине человек – председатель Комитета по охране здоровья Госдумы РФ Татьяна Яковлева. Причём в присутствии руководителей Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), российских и московских организаторов здравоохранения, собравшихся в «МК» по случаю Всемирного дня здоровья”.
Создаётся впечатление, что медицина отказывается выполнять свои задачи по обеспечению здоровья человека. Причина в отсутствии у медицины необходимых научных позиций. Прежде чем давать гарантии, нужно было углубить свои познания природы человека. Сферой поисков стал геном человека. Миллиарды долларов обеспечили усилия учёных многих стран мира, объединённых международной Программой «Геном человека», первый итог которой был подведён в 2001г. (Nature, 2001, 409, 860-921). Сообщают, что в конце 80-х годов 20-го века на Программу «Геном человека» Советский Союз выделил своим учёным “для закупки новейшего оборудования и создания исследовательских групп 20 миллионов долларов, энное количество миллионов рублей. Американцы в самом начале на свои исследования получили такие же суммы. И начало работ по геному человека было в США и СССР синхронным” (Новая газета №28, с.18 от 21.04.2003г.).
В последующем недостаток финансирования привёл к тому, что в первом итоговом отчёте по международной Программе «Геном человека» в 2001 г. Россия вообще не представлена (из 249 авторов отчёта нет ни одного представителя России). Академик Л.Л. Киселёв в цитируемой газете отмечает: “Сейчас, конечно, Россия выглядит очень жалко на фоне того сумасшедшего прогресса, который происходит в этой области во всём мире”. А Джордж Буш возвестил, что усилиями США, Великобритании, Франции, Германии, Японии и Китая человеческий геном расшифрован.
Использование полученной информации практической медициной пока ещё только прогнозируется в достаточно отдалённом будущем. Однако в России удалось разработать технологию оценки состояния генома человека, которая позволила предложить для практического внедрения критерий разделения нормы и патологии (Папонов В.Д. и соавторы, Бюллетень экспериментальной биологии и медицины 1992, №5,527;2001,№3,310;2001,№9,247;2002,№3,264;Иммунология 1996,№2,48; 1997,№2,60; Вестник дерматологии и венерологии 2002,№3,47; Терапевтический архив 2002,№12,91; 2004,№1,82; Гигиена и санитария 2005,№1,51). Критерий был предложен на основе следующих положений. 1.Разделение больных и здоровых следует начать с болезни, при которой патология генома выявляется в 100% случаев простым и общепризнанным методом. Этому условию удовлетворяла болезнь Дауна, сопровождающаяся наличием в клетках лишней 21-й хромосомы. 2.Структурная патология генома на уровне качественных или количественных изменений ДНК должна сопровождаться функциональной патологией в виде количественных и качественных изменений в составе клеточных белков, как конечных продуктов деятельности генов. Нами были выбраны для анализа содержание в клетках белков с массами 53 и 43 килодальтон. Для повышения точности анализа измеряли количество этих белков по отношению к гистоновому белку Н2А, количество которого в клетках пропорционально количеству ДНК: 53К/Н2А и 43К/Н2А. Оказалось, что в лейкоцитах больных с синдромом Дауна параметр 53К/Н2А всегда был больше 0,25. Это позволило постулировать, что параметр лейкоцитов 53/Н2А <0.25 соответствует нормальному состоянию генома, а значение 53/Н2А = 0,25 является границей между нормой и патологией. Дальнейшие исследования показали, что этот постулат справедлив для любой патологии, поскольку практически у всех обследованных больных с клинически поставленным диагнозом параметр 53К/Н2А был выше 0,25. В тех случаях, когда этот параметр имел нормальные значения у больных, оказалось, что параметр 43К/Н2А проявлял у них же аномальный характер, приобретая значения меньшие 1,61 у взрослых и меньше 0,7 у новорожденных детей. Таким образом, уже с 1992 года были представлены доказательства возможности разделения здоровых и больных людей на основе двух белковых параметров лейкоцитов, демонстрирующих нормальное или патологичное состояние генома человека. Эти параметры в 2002 году получили название «маркёров общей патологии», т.к. аномальный характер одного из них или обоих проявлялся при любой патологии.
Значение этого открытия трудно переоценить, поскольку ещё совсем недавно казалось, как отмечал академик Г.Н. Крыжановский (Архив патологии 2001,№6,44), что создание общей теории медицины невозможно, поскольку не было оснований предполагать существование общих патологических признаков у болезней различной этиологии.
В 2003 г. Учёный Совет Минздрава РФ утвердил Пособие для врачей, разработанное В.Д. Папоновым и соавторами для внедрения в медицинскую практику мониторинга больных на основе маркёров общей патологии. Наметились перспективы гарантированного излечения больных и эффективной профилактики заболеваний. Врачи получили следующие возможности.
- Можно производить отбор индивидов, нуждающихся в лечении, на самой ранней стадии развития заболеваний, когда изменяется только геном, а никакие клинические признаки заболеваний ещё не проявились (скрининг патологии среди, так называемых, практически здоровых).
- Можно при любом заболевании и даже при комплексе заболеваний достигать полного излечения человека, т.к. установлен критерий нормального состояния генома и это состояние достижимо при адекватном лечении.
- Врач может гарантировать, что его действия не навредят больному, т.к. однократное воздействие на больного назначенных врачом лечебных процедур сразу выявит их положительный или отрицательный эффект на геном и определит дальнейшие действия врача с учётом индивидуальной реакции больного.
- Можно любому человеку подобрать продукты питания или пищевые добавки, способные компенсировать отрицательные для генома эффекты неблагоприятных факторов окружающей среды и особенностей образа жизни, т.е. обеспечить индивидуальный и активный подход врача к профилактике заболеваний у пациента.
Общепризнанным «золотым стандартом диагностики» являются длительные наблюдения за обследуемыми лицами. Шестилетние наблюдения за детьми, обследованными в момент рождения по анализу самоистекающей при родах пуповинной крови, показали, что дети, родившиеся с патологичным геномом по маркёрам общей патологии, в несколько раз чаще, чем дети, родившиеся с нормальным геномом, приобретают онкологические и другие хронические заболевания. Только в Москве обследовано по маркёрам общей патологии более 2000 новорожденных детей. При наличии заинтересованности органов здравоохранения можно обследовать всех новорожденных детей, а при организации профилактических мероприятий с группой риска, которая по Москве составляет менее 50%, можно в несколько раз снизить заболеваемость детей. Здравоохранение России могло бы показать пример эффективной работы всему миру, при этом значительно снизив бюджетные расходы и трудозатраты на лечение хронических инвалидизирующих заболеваний у детей.
Научные достижения России по практической значимости исследований генома человека на уровне маркёров общей патологии не только не уступают, а намного опережают достижения мировых высоко затратных технологий. Руководитель Международной Программы «Геном человека» Френсис Коллинз после подведения первых итогов в 2001 г. прогнозировал, что к 2040 году можно будет за 1000 долларов выявлять у новорожденных детей по первичной структуре ДНК наследственные дефекты и генетическую предрасположенность к некоторым заболеваниям. Недавно один из авторов Проекта «Персональный геном» Джордж Чёрч из лаборатории геномной технологии министерства энергетики США высказал прогноз о том, что к 2009 г. стоимость расшифровки генома человека снизится до 100 тысяч долларов, а к 2014 г. – до 1000 долларов. Однако и тогда анализ реакции генома на уровне маркёров общей патологии сохранит преимущество как в более низкой стоимости, так и в возможностях выявления патологии человека, поскольку этот метод позволяет выявлять больных с дефектами генома не только на уровне структуры ДНК, но и на уровне нарушения функциональной активности генома. Кроме того, анализ маркёров общей патологии позволяет подбирать адекватное лечение, приводящее к нормализации функционирования генома за счёт компенсации дефектов отдельных генов. Такая компенсация имеет место в жизни человека и без лечения, когда клиническое проявление наследственных дефектов реализуется в достаточно зрелом возрасте под влиянием вредных экологических факторов, исчерпавших защитный компенсаторный потенциал генома.
Успехи в расшифровке генома человека вызвали настоящую научную лихорадку в попытках радикально изменить способы борьбы с болезнями, обратившись к диагностике заболеваний на уровне первичной структуры ДНК и к генной терапии. По заявлению академика Л.Л. Киселёва в2003г. в России “удалось подготовить несколько сотен великолепных молодых специалистов в рамках российской программы «Геном человека» и вне её. Теперь они почти все за рубежом”. Исследование генома на уровне маркёров общей патологии могут дать России не только научный приоритет, но и уникальную практическую медицину, способную не только остановить утечку мозгов, но обратить её вспять. Наша страна может предложить не только восьмёрке продвинутых государств, но и всему миру Программу создания медицины, гарантирующей здоровье человека и его популяций. Для достижения этой цели даже не нужно инвестиций, которых у нас никогда не было. Нужно убрать административные рогатки. Каждому чиновнику следовало бы помнить, что исключить для себя судьбу Ариэля Шарона можно только в условиях новой медицины, которая уже получила научное обоснование и ждёт своего воплощения в жизнь.
Источник : www.vlasti.net
Комментарии: (0)