На какие признаки обращают внимание девушки при выборе партнера? С эволюционной точки зрения наиболее важными являются его здоровье, которое определяется качеством его генов, и его готовность к заботе о потомстве. Но как оценить эти важные характеристики заранее? Недавние работы убедительно показывают, что девушки способны рассчитать эти признаки, глядя всего несколько секунд на фотографию лица мужчины.
Самке достаточно лишь взглянуть в лицо самца, чтобы оценить его основные характеристики (фото с сайта www.design.kyushu-u.ac.jp)
Самки, выбирая себе партнера, должны ориентироваться на качество его генов. Согласно теории гандикапа, информативной мерой качества генома может быть только тот признак, который вреден для выживаемости. Чем сильнее выражен такой вредный признак, тем качественнее гены носителя данного признака. Например, среди павлинов только самец с качественными генами сможет дожить до половозрелости с длинным хвостом, который мешает ему улетать от хищников. Таким образом, выбор длиннохвостого самца будет гарантировать высокий уровень качества генов. Такие признаки, как рога, яркая окраска оперения, громкие песни, делают самцов более заметными и более уязвимыми для хищников, поэтому все эти признаки являются маркером качества генов.
Само по себе слово гандикап означает физический или умственный недостаток, мешающий жизни. Отсюда и спортивный термин «гандикап» — вид соревнований, когда более слабому игроку дается какое-то преимущество перед более сильным. Например, на скачках к лошади-фавориту привязывают дополнительный вес, чтобы уровнять ее шансы победы с остальными лошадьми. В шахматах опытный игрок начинает партию без нескольких фигур (дает фору), что является гандикапом для него. Идею гандикапа использовал и Демосфен, когда учился говорить с камешками во рту, чтобы, выплюнув их, стать великим оратором.
Какой же гандикап у самцов Homo sapiens? Чтобы ответить на этот вопрос, британские ученые (BeBruine et al. 2006) показывали девушкам фотографии молодых людей, среди которых девушки должны были выбрать наиболее понравившихся им. Здесь я предлагаю повторить этот эксперимент и всем читательницам выбрать один из двух рядов, представленных ниже на фотографии — нижний или верхний. Не смущайтесь, что все лица чем-то похожи — предположим, все они братья. Для чистоты эксперимента не продолжайте чтение этой заметки до тех пор, пока не определитесь со своим выбором. Итак, нижний ряд или верхний?
Фото из работы DeBruine et al. 2006
Я поздравляю 90% читательниц с правильным выбором: у молодых людей из нижнего ряда должно быть меньше вредных мутаций, и большинству девушек именно они показались привлекательнее. Что в них особенного? Они выглядят более мужественно, у них более широкие скулы, то есть они более маскулинные (от лат. masculinus «мужской»). Все 6 представленных фотографий получены в результате компьютерной обработки одной настоящей фотографии. На нижнем ряду тремя разными способами увеличена маскулинность (мужеподобие), а на верхнем — фемининность (женоподобие, от лат. femina «женщина»).
Итак, эксперимент говорит, что мужеподобные мужчины имеют более качественные гены. Почему? За развитие вторичных половых признаков, равно как и за степень маскулинности у мужчин, отвечает гормон тестостерон. Если повышенная концентрация этого гормона увеличивает привлекательность для противоположного пола, то, согласно концепции гандикапа, высокий уровень тестостерона должен быть вредным для мужчин. Действительно, повышенный уровень тестостерона оказывает иммуноподавляющий эффект, делая мужчину более уязвимым ко многим инфекциям. Однако, несмотря на этот эффект, мужчины с высоким уровнем тестостерона более здоровы (медицинское исследование этого вопроса изложено в статье Rhodes et al. 2003).
Ситуация кажется парадоксальной, но на самом деле полностью соответствует концепции гандикапа — как и в случае с хвостом павлина, понижение уровня своей иммунной защиты могут позволить себе лишь те мужчины, у которых иммунная защита очень высокая в силу качественных генов. Мужчины с некачественными генами не смогут вынести негативный эффект высокого уровня тестостерона и будут элиминироваться в процессе эволюции, что приведет к тому, что некачественные гены будут сопряжены только с низким уровнем тестостерона.
А что если мужчина с качественными генами понизит свой уровень тестостерона? Тогда он будет обладать прекрасным здоровьем, однако это не увеличит число его детей, поскольку такой мужчина (с низким уровнем тестостерона) не будет в должной мере привлекателен для противоположного пола. Итак, получается, что выгоднее тратить немного здоровья (увеличивая уровень тестостерона) на рекламу своих генов, чем быть очень здоровым, но без рекламы.
На что еще, помимо качества генов, обращают внимание девушки при выборе своего партнера? В отличие от большинства животных мужчины, как правило, вносят вклад в заботу о своем потомстве. Если можно было бы заранее оценить, насколько хорошо будет мужчина заботиться о своих детях, то это была бы очень ценная информация для девушек. Обладает ли у женский род способностью оценивать потенциальные родительские качества мужчины?
Чтобы ответить на этот вопрос ученые из калифорнийского университета (Roney et al. 2006) сфотографировали несколько мужчин и провели с ними психологический тест, целью которого было выявить, насколько сильно они хотят иметь детей. Предполагалось, что если мужчина хочет завести ребенка, то и заботиться о нем он будет хорошо. Также у этих мужчин был взят анализ на уровень тестостерона. Затем их фотографии показали девушкам, которые оценивали каждое фото по двум параметрам: хочет ли этот мужчина иметь детей и насколько он привлекателен. Парадоксально, но факт: девушки, очень хорошо угадывали желание мужчины завести ребенка! А привлекательность мужчин хорошо коррелировала с уровнем тестостерона. Вот только между собой эти два признака, к сожалению, связаны обратной зависимостью.
Итак, девушкам необходимо оптимизировать выбор мужчины по двум параметрам — по качеству генов и по родительским качествам. Однако это не просто, поскольку данные признаки связаны друг с другом отрицательно — чем лучше гены (выше уровень тестостерона), тем хуже забота о потомстве, и наоборот. Другими словами, завести детей часто хотят более женоподобные мужчины, а вот гены качественнее у мужеподобных. Что же делать? Обратимся снова за помощью к эволюции.
В следующем эксперименте ученых из калифорнийского университета (Roney et al. 2006) попросили девушек охарактеризовать каждое фото еще по двум параметрам: привлекательность с точки зрения краткосрочного романтического партнера и привлекательность с точки зрения долгосрочного романтического партнера. Наверное, вы уже догадались, что на роль краткосрочных партнеров выбирались более маскулинные мужчины (то есть с более качественными генами), а вот на роль хороших долгосрочных партнеров чаще выбирались мужчины, желающие завести ребенка (напомню, что никакие желания мужчин девушки не знали — они смотрели только на их лица на фотографии).
Более того, в еще не опубликованной работе (Jones et al. 2006) показано, что женские предпочтения кардинальным образом меняются в течение менструального цикла — маскулинные мужчины кажутся более привлекательными в стадии овуляции, когда есть вероятность оплодотворения яйцеклетки, а в оставшуюся часть цикла привлекательными кажутся фемининные мужчины, более подходящие для воспитания детей.
Итак, глядя на фотографию лица мужчины всего несколько секунд, девушки способны оценить его ключевые характеристики. А что, если они еще встретятся и побеседуют пару минут? Наверное, после этого для слабого пола никаких нерешенных вопросов не останется.
Источники:
1) DeBruine et al. 2006. Correlated preference for facial
masculinity and ideal or actual partner’s masculinity
(
Pdf, 460 Кб) // Proceedings of the Royal
Society of London, B. 273: 1355-1360.
2) Roney et al. 2006. Reading men's faces; womens mate
attractiveness judgment track men's testosterone and interest
in infants
(
Pdf, 160 Кб) // Proceedings of the Royal
Society of London, B. Published online.
doi: 10.1098/rspb.2006.3569.
3) Jones et al. 2006. Effects of menstrual cycle phase on face
preference. Submitted.
4) Rhodes et al. 2003. Does sexual dimorphism in human
faces signal health? // Proceedings of the Royal
Society of London, B. (Suppl) 270: S93-S95.
Константин Попадьин
Источник : elementy.ru
Комментарии: (1)