Задача. ДНК. Белки

Автор Сообщение
Lampone #3918   12-03-2012 19:45 GMT        

Новичок

Статус

2 сообщений
Личное сообщение

Относительная мол. масса белковой молекулы - 20 000, а относительная мол. масса одной аминокислоты - 100. Определите массу гена, который кодирует эту белковую молекулу, если относительная мол. масса 1 нуклеотида=345?

Помогите пожалуйста)

LUCA #3919   13-03-2012 11:15 GMT        

Новичок

Статус

31 сообщений
Личное сообщение

Количество аминокислот в белке - масса белковой молекулы/масса одной аминокислоты = 20000/100 = 200 аминокислот.

Одна аминокислота кодируется тремя нуклеотидами. Значит, ген, кодирующий эту аминокислоту (если он без интронов, ) состоит из 200 х 3 = 600 нуклеотидов.

Далее количество нуклеотидов умножается на массу одного нуклеотида и на 2 (так как цепь ДНК двойная).

Последний раз решают такие задачи. Думайте сами.

Lampone #3920   13-03-2012 21:58 GMT        

Новичок

Статус

2 сообщений
Личное сообщение

Luca, "Последний раз решают такие задачи. Думайте сами."

если уж вам так не хотелось решать эту задачу, то зачем написали?

да и вообще ответ оказался не правильным

LUCA #3921   14-03-2012 08:55 GMT        

Новичок

Статус

31 сообщений
Личное сообщение

Обоснуйте неправильность ответа пожалуйста.

Две вещи, которые я был вынужден ДОДУМЫВАТЬ. Но это - следствие неполноты условия.

1. Ген кодируется молекулой ДНК, а не РНК.

2. Под геном составители задачи понимали ТОЛЬКО кодирующую белок последовательность.

3. Ген не содержит интроны.

Поверьте профессиональному молекулярному биологу - ляпов в задачах и ошибок в учебниках - как блох на собаке.

Добавлено спустя 1 минута

Quote

Lampone :

Luca, "Последний раз решают такие задачи. Думайте сами."

если уж вам так не хотелось решать эту задачу, то зачем написали?

Почему не хотелось - потому что Вы просто выставили ТРИВИАЛЬНЕЙШУЮ задачу, для которой не написали, что же Вам такого непонятно. Есть смысл решать задачи с загвоздками, или с непонятым условием.


отредактировал(а) LUCA: 14-03-2012 09:00 GMT
borissad #3934   18-03-2012 21:06 GMT        

Новичок

Статус

48 сообщений
Личное сообщение
www.biorepet-ufa.ru

Quote

LUCA :

Далее количество нуклеотидов умножается на массу одного нуклеотида и на 2 (так как цепь ДНК двойная).

Действительно "умножается на массу одного нуклеотида", но на 2 умножать не следует, так как ген - это участок одной цепи ДНК, с которого переписывается информация на и-РНК.

Да и вообще, здесь ничего "додумывать" не надо: условие задачи составлено подробно, так как в подобного рода задачах речь всегда идет лишь о структурных генах, кодирующих одну конкретную молекулу белка.

Жизнь дается один раз...А жаль.

отредактировал(а) borissad: 22-03-2012 18:33 GMT
LUCA #3950   21-03-2012 15:20 GMT        

Новичок

Статус

31 сообщений
Личное сообщение

Quote

borissad :

Quote

LUCA :

Далее количество нуклеотидов умножается на массу одного нуклеотида и на 2 (так как цепь ДНК двойная).

Действительно "умножается на массу одного нуклеотида", но на 2 умножать не следует, так как ген - это участок одной цепи ДНК, с которого переписывается информация на и-РНК.

Да и вообще, здесь ничего "додумывать" не надо: условие задачи составлено подробно, так как в подобного рода задачах речь всегда идет лишь о структурных генах, кодирующих одну конкретную молекулу белка.

Только сейчас заметил Ваше сообщение. Спасибо за ответ. Насколько я понял эта явно неканоническая трактовка понятия ген написана в каких-то школьных учебниках, где такого рода ошибок полно.

Для ясности. Геном в узком смысле (который подразумевается в задаче) называют последовательность НК, кодирующую белок (или фукнциональную РНК). В случае РНК геном можно называть и одноцепочечную РНК (у РНК-вирусов с одноцепочечным геномом), но в случае ДНК это применимо лишь к некоторым фагам (М13). В самом, что ни на есть распространённом (каноническом случае) ген - это ДВУЦЕПОЧЕЧНАЯ ДНК. Без вариантов. Сейчас у меня под рукой только "академический учебник" под ред. Шумного и Дымшица, там это ПРЯМО не говорится, но в схемах это видно ЯВНО (как и во ВСЕХ вузовских учебниках), где в участках генов закрашиваются обе цепи согласно общепринятому соглашению - ген участок ДНК (иначе бы писали участок ОДНОЙ цепи ДНК). Аргументация этого очевидного факта основана на том, что ДНК очень редко бывает в одноцепочечной форме.

Буду благодарен за ссылку с такого рода формулировками, так как готовлюсь к лекции, посвящённой ошибкам в школьных учебниках биологии.

Так что здесь приходится как раз ДОДУМЫВАТЬ, что же подразумевали авторы со столь нетрадиционной научной ориентацией.

Вообще относительно молекулярно-биологических основ наследственности и реализации наследственной информации в школьных учебниках и ЕГЭ очень немало довольно ГРУБЫХ ошибок.

См. мою презентацию на тему ошибок в изложении принципов кодирования наследственной информации:

Вот мой анализ только некоторых вопросов ЕГЭ.http://pedsovet.org/forum/topic8392.html

Буду также благодарен за ссылки на эти ошибочные примеры.


отредактировал(а) LUCA: 21-03-2012 16:24 GMT
borissad #3960   22-03-2012 12:37 GMT        

Новичок

Статус

48 сообщений
Личное сообщение
www.biorepet-ufa.ru

Здравствуйте, Валерий Алексеевич!

Мы с Вами говорим на совершенно разных языках, так как Вы говорите о том, что ЕСТЬ НА САМОМ ДЕЛЕ. А я говорю, как ПОЛОЖЕНО детям отвечать на составленные такого рода задачки. Понятно, что ДНК одноцепочечная бывает только у некоторых вирусов. И, конечно, ген у эукариот - это участок двуцепочечной ДНК.

Но школьные задачи подобного типа всегда составлялись так, что поскольку и-РНК не может транскрибироваться с двух цепей ДНК одновременно, то всегда еще и оговаривают с "верхней - нижней" или "левой -правой" цепи ДНК надо проводить транскрипцию. Отсюда и происходит несоответствие, а именно отождествление транскрибируемого участка ДНК с геном.

И еще, Валерий Алексеевич, Вы на полном серьезе обсуждаете егэшные задания части А (такого же уровня идут и задания части В, тоже "проверяемые" компьютером) и составленные, такое впечатление, что "бывшими троечниками" для троечников. Их уровень (этих заданий) таков, чтобы умение отличить "вилку от ложки" уже бы позволило ученику набрать очков на позорный триндяк и "вытряхнуться" из школы.

А вот задания линии С будут написаны лишь теми учениками, которые с этими баллами "сунутся" поступать в ВУЗы и должны бы хоть чуть-чуть знать биологию. Эти задания в дальнейшем проверяются самолично "спецами", перед которыми выложены правильные ответы того, как надо было бы отвечать с точки зрения составителей этих заданий (к сожалению, и в этих ответах иногда вкрадываются ошибки самих составителей и вот это уже обидно).

Будет желание посмотрите мою статью "Можно ли получить 100 баллов по ЕГЭ" на моем блоге репетитора по биологии www.biorepet-ufa.ru (заранее понимаю, что в любой моей заметке Вы найдете кучу несоответствия излагаемой мною информации для учеников с истинным положением вещей). Очень буду признателен, если Вы поделитесь найденной Вами у меня вопиющей "крамолой" в комментариях к той или иной статье. Меня, конечно, в основном будет интересовать Ваше мнение по статьям рубрик "Общая биология" и "Основы генетики".

Вообще, Валерий Алексеевич, Вы очень серьезно относитесь к своему делу, понятно как Вы любите свою профессию, стараетесь внести ясность в святая святых жизни - передачу наследственной информации. Но как донести её до школьника (её нельзя потрогать. пощупать). Даже преподнося её целый месяц как можно в более упрощенном виде ДНК - РНК - белок - признак, на уровне школьных учебников, через какое-то время понимаешь, что с точностью до наоборот ими помнятся сами термины "транскрипция" и "трансляция". Естественно, ни о каких "качаниях" антикодонов т-РНК и заикаться не приходится.

Но Вы такой "дотошный", в хорошем смысле ученый, который готов "крушить" и прописные истины основополагающих учебников по биологии Н.Грина с соавт. Имею в виду энергию "аккумулированную в АТФ". Но такова уж порой специфика восприятия языка. Мне было, например, всегда понятно, что энергетическими "запасами" клетки, именно запасами - могут обладать лишь высокоэнергетические молекулы углеводов и липидов. Но так же было и понятно: чтобы этими запасами воспользоваться для пластического обмена, необходим процесс расщепления этих веществ с выработкой ВРЕМЕННЫХ промежуточных лабильных молекул с макроэргическими связями - одними из которых являются молекулы АТФ . Ведь именно при помощи молекул АТФ и иже с ними осуществляются процессы ассимиляции (а не непосредственно от наличия запасов углеводов или жиров).

Поставьте перед словами: энергия "аккумулируется в молекулах АТФ" слово "временно аккумулируется в молекулах АТФ" и тогда будет понятно, что ни о какой истинной аккумуляции речи нет, а есть временное "перекачевывание" энергии в универсальные, "разменные монеты энергии" (их так и зовут) "разменные молекулы энергии АТФ".

Кстати, Ваши разобранные некоторые ошибки из тестовых заданий ФИПИ по ЕГЭ касаются только одного Демонстрационного задания 2010 года, действительно страдающего многими ляпами. (В опубликованных вариантах истинных тестовых заданий, по которым проводились экзамены в различные годы, откровенных недочетов поменьше: см. "Современные тестовые задания по ЕГЭ" в рубрике "Единый государственный экзамен").

Всего Вам, Валерий Алексеевич, наилучшего. Б.Ф. (зарегистрировался на сайте Педсовета).

Жизнь дается один раз...А жаль.

отредактировал(а) borissad: 25-03-2012 11:01 GMT