Успешность африканского антропогенеза обязана жесткому инбридингу.
• Я разделяю позицию антропологов, считающих, что колыбелью человечества является тропическая Африка. Именно оттуда волна за волной выплескивались на просторы Евразии новые и новые популяции вида homo sapiens, все более удачные и приспособленные. При этом они или сменяли прежних обитателей субконтинента, или теснили их и качественно обогащали генофонд «старой модели» вида.
• Почему же именно в джунглях тропической Африки естественный отбор в направлении повышения интеллектуальных качеств демонстрировал для нашего вида наиболее высокую эффективность, какие особые условия делали этот отбор действенным и целенаправленным?
• Ключевым является предположение, что в тропических джунглях сложились небольшие, обеспеченные постоянными пищевыми ресурсами, изолированные области (территориальные ниши) обитания отдельных кланов - групп кровных родственников. В них, как следствие длительного инбридинга, происходило освобождение генотипа от генетического груза, рафинирование полезных свойств в гомозиготных наборах.
Экстремальные условия тропических джунглей, непроходимые тропические заросли, заболоченность, расчлененность протоками, опасные хищники, враждебное окружение позволяли осваивать и держать под контролем ограниченные и примерно одинаковые по размеру родовые территории, где-то в пределах дневного перехода, которые давали стабильное во времени, что важно, но ограниченные по размеру продовольственные ресурсы. Языковая изоляция, как следствие напряженной конкуренции за ресурсы и крайней враждебности, соседнее племя рассматривается исключительно, как продовольственный ресурс. В результате быстро возникающей крайней перенаселенности возникала ограниченность ресурсов, к тому же вирусная интервенция, постоянные стрессы, деспотическая и жесткая власть старшин, полигамия, каннибализм. Жесткий и продолжительный инбридинг в условиях перенаселенности и ограниченности ресурсов приводил к элиминации вредных аллелей и накоплению в гомозиготном состоянии генов, ответственных за нужные и полезные качества. Особи, выносящие регрессивные гены, безжалостно уничтожаются, во всяком случае, не дают потомства.
• Ограниченность пищевых ресурсов внутри этих областей создавало не только острую конкуренцию внутри популяции, но также изолированность и крайнюю враждебность к соседним родовым общинам, которые рассматривались исключительно как пищевой ресурс.
• Размеры этих изолированных областей оказывались примерно одинаковыми и весьма небольшими, - в пределах дневного перехода племени, большую территорию живущая в одном месте группа удержать не могла.
• Изолированность областей затрудняла, но не исключала полностью обмен генетическим материалом. Жесткие конфликты и столкновения соседей приводили иногда к полной победе одной из сторон, причем вознаграждались такие качества как вероломность, коллективизм, согласованность действий, интуиция. Верх одерживало племя, с более высоким интеллектом старшин, с более развитой речью и абстрактными способностями, именно в этом направлении ориентировался вектор отбора.
• Периодические, но достаточно редкие миграции и слияния отдельных племен приводили к так необходимому для любой селекции аутбридингу, что обновляло и разнообразило генетический материал. В иной терминологии происходил кросс на уровне уже очищенных линий. Но каждый раз вслед за этим наступал длительный период инбридинга, рафинировавшего и оттачивающего новые находки природы.
• На просторах других (не африканского) континентов расы распространялись и росли численно достаточно свободно. Периоды относительного изобилия пищевых ресурсов сменялись условиями скудности и ограниченности средств существования, и тогда популяция катастрофически сокращалась. Но, что важно, условия менялись сразу на больших территориях, что приводило к гибели или процветанию как более приспособленных, так и менее удачных популяций. В течение больших временных промежутков, и на значительных территориях реализовывались условия для широкого обмена генетическим материалом и культурными традициями среди народов, но естественный отбор терял «африканский» вектор направленности.
• Обратной миграции вида на африканский континент не происходило, в том числе и вследствие очень высоких требований по неминуемо растерянной иммунологической составляющей генотипа, - срабатывал своего рода обратный клапан механизма.