Эти птички живут в Австралии и, увы, находятся под угрозой исчезновения. Самки данного вида могут "выбирать" пол своего потомства. Черноголовая птичка, спариваясь с таким же черноголовым самцом, производит на свет почти равное число "мальчиков" и "девочек". Если же выбора нет и голова партнёра красная, число особей мужского пола в выводке достигает 72%. Чтобы выяснить это, учёному пришлось взять чёрный маркер и перекрасить несколько птичьих голов. Но речь немного не об этом.
Животные могут выбирать пол своего потомства – это не новость. Просто задокументированных свидетельств мало, да и процент случайности высок. А тот факт, что самки экзотических птиц вида амадина гульда (Erythrura gouldiae) могут влиять на половую принадлежность своих "детишек", выявила Сара Прайк (Sarah Pryke) из университета Маккуори в Сиднее.
По её мнению, всё происходит так. В дикой природе черноголовые самки спариваются с партнёрами не своего цвета примерно в 30% случаев, и риск смерти потомства в результате такого союза довольно высок, особенно для "девочек". Поэтому самка, находясь под воздействием стресса от этой "мысли", делает выбор в пользу "мальчиков", чьи шансы выжить выше. Об этом Прайк рассказала в журнале Science в марте нынешнего года.
Новое же исследование, о котором мы и хотим вам поведать, тоже касается Erythrura gouldiae и опять-таки связано с цветом голов птичек. Только теперь на красно- и черно-головых Сара предлагает взглянуть в другом ключе и поговорить о красном цвете как устрашающем, запугивающем и подавляющем сигнале для очень многих живых существ, включая людей.Известно, что красный цвет даёт человеку преимущество в спортивном состязании. У рыб, пресмыкающихся и птиц красный ассоциируется с агрессией и доминированием. Однако врождённый ли это страх перед определённым цветом или приобретённый – учёные пока сказать затрудняются. Австралийская исследовательница думает, что нашла ответ.
Цвет голов амадин гульда после рождения и до достижения совершеннолетия одинаково серый. Но с возрастом он меняется, так как генетически предопределён: амадинам суждено быть черно-, жёлто-, красно- или оранжевоголовыми. В связи с этим птенцы даже выбирают приёмных родителей своей "цветовой группы".
Птицы с красными головками известны как агрессивные, доминирующие и избегающие других. Но когда они ещё "бесцветные", у них нет с будущими черноголовыми никаких разногласий. Всё меняется с появлением красного: птички с головой данного цвета выигрывают почти все состязания за еду. Прайк заподозрила, что птахи инстинктивно сторонятся красных конкурентов, а не учатся бояться этого цвета в процессе воспитания.
Чтобы проверить свою гипотезу, Сара изолировала "бесцветных" птенцов вместе со взрослыми "красными" и "чёрными" амадинами, наблюдая их сражения за пропитание. А потом Прайк случайным образом отобрала несколько птиц и маркером окрасила их головы. Так появились псевдокрасные, псевдочёрные и даже (не существующие в природе) Erythrura gouldiae с синими головами. Пташки, само собой, стали конфликтовать из-за еды. А Прайк в конце эксперимента определила степень стресса у отдельных птиц путём измерения уровня гормона кортикостерона (corticosterone) в крови.
Оказалось, что птицы с головами красного окраса (независимо от истинного их цвета) выиграли поединки в 81,5% случаев. Кроме того, у птенцов при виде окрашенных красным оппонентов уровень кортикостерона был на 57,6% выше, чем у птиц, которые сталкивались с сине- или черноголовыми противниками."Красные птицы выигрывали соревнования довольно интересным способом: их соперники просто выходили из игры. И дело было не в том, что птицы с окрашенными красным головами стали вдруг вести себя более агрессивно", — рассказывает Сара, чья статья о данной работе опубликована в журнале Study of Animal Behaviour.
По словам Прайк, птицы избегают красного не потому, что они извлекли уроки из опыта бояться его. При таком воспитании и при его отсутствии никаких различий в ответе на агрессию или уровнях стресса замечено не было. "Это свидетельствует о том, птенцы "знают", что птиц с красным цветом следует избегать", – уверена Сара.Её коллеги указывают, что в литературе есть немало примеров связанных с красным "врождённых сигналов агрессии", но Прайк удалось первой ясно и экспериментально показать, что это действительно так. Сама исследовательница констатирует: свидетельств того, что красная окраска может быть одним, общим для всего живого сигналом устрашения, становится всё больше.
Источник: www.membrana.ru
Комментарии: (0)