Автор
Сообщение

ВСД Вегетососудистая дистония устаревший и спорный диагноз, включающий в себя большое количество разных симптомов, обусловленных различными причинами.

Отличия от соматоформной вегетативной дисфункции (СВД)

В МКБ-10 F45.3 обозначаются только соматоформные вегетативные дисфункции (СВД), а ни в коем случае не синдром вегетососудистой дистонии (ВСД) в целом, характерный для большого числа соматических, психосоматических, психических и психогенных (неврозы) заболеваний. Иногда синдром ВСД ошибочно рассматривается как частный или, напротив, как общий случай синдрома Да Косты. Но, строго говоря, синдром Да Косты — это посттравматическое стрессовое расстройство, которое относится к психогенным расстройствам, в отличие от соматоформных вегетативных дисфункций. При наличии синдрома вегетососудистой дистонии диагноз соматоформной вегетативной дисфункции сердца и сердечно-сосудистой системы ставится путём исключения ишемической болезни сердца, гипертонической болезни, заболеваний, способных вызывать вторичные гипертензии, диабета, стрессовой кардиомиопатии, ипохондрического расстройства, панического расстройства, синдрома навязчивых состояний, фобий, синдрома генерализованной тревожности, описанного американским врачом Да Коста синдрома постравматического стресса и многих других заболеваний.

Но, как уже отмечено, синдром ВСД наблюдается в том числе и при указанных тревожном или паническом расстройствах, синдроме Да Коста, неврозе навязчивых состояний, фобиях (в том числе социофобии, агорафобии) и других заболеваниях, относящихся (в отличие от соматоформных вегетативных дисфункций (СВД)) к психическим заболеваниям или неврозам. Термин ВСД имел хождение преимущественно в СССР, в настоящее время имеет хождение, в основном, на территории СНГ, в МКБ-10 данное расстройство отсутствует.

Этиология

В основе симптоматики ВСД предположительно лежит низкая устойчивость сердца и/или сердечно-сосудистой системы в целом, проявляющаяся часто при стрессовых ситуациях, но возможная и без них, вследствие нарушений работы вегетативной нервной системы с расстройством гомеостаза и функциональными нарушениями, в том числе, в ряде случаев, снабжения кровью головного мозга. Таким образом, имеются основания полагать, что психоэмоциональные нарушения, возможные при соматоформных вегетативных дисфункциях, следует рассматривать как вторичные соматогенно обусловленные неврозоподобные состояния, и это учитывается в МКБ-10. Несколько о другой последовательности неврогенных и соматических изменений при ВСД говорят работы А. М. Вейна с соавторами и А. П. Мешкова. По их мнению, становление висцеральных функциональных расстройств в большинстве своём обусловлено дефектом нервно-вегетативного пути регулирования и графически ассоциируется с дисфункцией надсегментарных (подкорково-корковых) образований.

Заболевания и расстройства, симптомом которых является ВСД

соматоформная вегетативная дисфункция сердца и сердечно-сосудистой системы (часто в сочетании с другими заболеваниями и нарушениями здоровья, особенно мезенхимальными дисплазиями, органическими патологиями нервной системы);
наследственно-конституциональная предрасположенность (включая дисплазии соединительной ткани);
митохондриальные заболевания;
железодефицитная анемия;

периоды гормональной перестройки организма (беременность, роды, пубертатный период, дизовариальные расстройства);
особенности личности больного (тревожные, мнительные, акцентуированные личности);
гиподинамия с детских лет;
очаговая инфекция;
шейный остеохондроз, ротационный подвывих шейного позвонка C1;
заболевания внутренних органов (атеросклероз, панкреатит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, коллагенозы, амилоидоз и другие);
эндокринные заболевания (сахарный диабет, тиреотоксикоз, гипотиреоз, гипертиреоз феохромоцитома и другие);
аллергические заболевания;
профессиональные и производственно-обусловленные заболевания, в том числе при острой лучевой болезни, даже после излечения;
заболевания нервной системы, травмы головы, энцефалопатия;
мультисистемная атрофия;
неврозы (панические атаки, фобии и др.).

Факторы, способствующие возникновению ВСД (внешние факторы)


острые и хронические психоэмоциональные стрессы, ятрогения;
инфекции (тонзиллогенная, вирусная);
физические и химические воздействия (вибрация, ионизирующее излучение, травма головного мозга, гиперинсоляция, хронические интоксикации);
Смена климата
злоупотребление алкоголем;
табакокурение;
частое употребление кофеина;
переутомление.

Взаимодействие внутренних и внешних факторов ведёт к нарушению на любом уровне сложной нейрогуморальной и метаболической регуляции сердечно-сосудистой системы, причём ведущим звеном патогенеза ВСД при психических и психогенных расстройствах может быть поражение гипоталамических структур мозга, играющих координирующую и интегральную роль в организме. При соматоформных дисфункциях сердца и сердечно-сосудистой системы ведущая роль в развитии ВСД отводится наследственно-конституциональным факторам, которые проявляются в виде: 1) функциональной недостаточности регулирующих структур нервной системы или чрезмерной их реактивности вследствие тесной связи гормональной регуляции развития соединительной ткани и вегетативной нервной системы; 2) особенностей течения ряда метаболических процессов и 3) измененной чувствительности периферического рецепторного аппарата. Нарушения регуляции проявляются в виде дисфункции эндокринной, симпатоадреналовой и холинергических систем, гистамин-серотониновой и калликреин-кининовой систем, расстройств водно-солевого и кислотно-основного состояний, кислородного обеспечения физических нагрузок, снижения кислорода в тканях. Всё это ведёт к активизации тканевых гормонов (катехоламинов, гистамина, серотонина и др.) с последующими расстройствами метаболизма, микроциркуляции с развитием патологических процессов в миокарде и становлением гипертонической болезни, ИБС и т. д. особенно в результате кризов.

Клинические проявления

Основной клинической особенностью больных ВСД является наличие у больных многочисленных жалоб, многообразие различных симптомов и синдромов, что обусловлено особенностями патогенеза, вовлечением в процесс гипоталамических структур. У больных ВСД описано около 150 симптомов и 32 синдрома клинических нарушений. Наиболее частые симптомы ВСД: кардиалгии, астения, невротические расстройства, головная боль, нарушение сна, головокружения, дыхательные расстройства, сердцебиения, похолодание рук и ног, вегетативно-сосудистые пароксизмы, дрожание рук, внутренняя дрожь, кардиофобии, миалгии, боли в суставах, отёчность тканей, перебои сердца, ощущение жара в лице, субфебрилитет, ортостатическая гипотензия, обмороки.

Наиболее устойчивые признаки:

кардиалгии;
сердцебиения;
сосудистая дистония;
вегетативные дисфункции;
дыхательные расстройства;
системно-невротические нарушения.

Возможны дизурические явления, которые способствуют возникновению мочекаменной болезни подобно тому, как дискинезия жёлчных путей является фактором риска жёлчнокаменной болезни.

Ведущие клинические синдромы

Синдром вегетативной дисфункции объединяет симпатические, парасимпатические и смешанные симптомокомплексы, имеющие генерализованный, системный или локальный характер, проявляющиеся перманентно или в виде пароксизмов (вегетативно-сосудистых кризов), с неинфекционным субфебрилитетом, склонностью к температурной асимметрии.

Для симпатикотонии характерны тахикардия, побледнение кожных покровов, повышение артериального давления, ослабление перистальтики кишечника, мидриаз, озноб, ощущение страха и тревоги. При симпатоадреналовом кризе появляется или усиливается головная боль, возникает онемение и похолодание конечностей, бледности лица, артериальное давление повышается до 150/90-180/110 мм.рт.ст., пульс учащается до 110—140 уд/мин, отмечаются боли в области сердца, появляется возбуждение, двигательное беспокойство, иногда температура тела повышается до 38-39 °C.

Для ваготонии характерны брадикардия, затруднение дыхания, покраснение кожи лица, потливость, саливация, понижение артериального давления, желудочно-кишечные дискинезии. Вагоинсулярный криз проявляется ощущением жара в голове и лице, удушья, тяжестью в голове, могут возникать тошнота, слабость, потливость, головокружение, позывы на дефекацию, усиление перистальтики кишечника, отмечается миоз, урежение пульса до 45-50 уд/ми, снижение артериального давления до 80/50 мм рт. ст.

Смешанные кризы характеризуются сочетанием симптомов, типичных для кризов, либо поочередным их проявлением. Также могут быть: красный дермографизм, зоны гипералгезии в предсердечной области, «пятнистая» гиперемия верхней половины грудной клетки, гипергидроз и акроцианоз кистей рук, тремор кистей, неинфекционный субфебрилитет, склонность к вегетативно-сосудистым кризам и температурные асимметрии.

Синдром психических нарушений — поведенческие и мотивационные нарушения — эмоциональная лабильность, плаксивость, нарушение сна, ощущение страха, кардиофобии. У больных ВСД более высокий уровень тревожности, они склонны к самообвинению, испытывают боязнь в принятии решений. Преобладают личностные ценности: большая забота о здоровье (ипохондрия), активность в период болезни снижается. При диагностике важно дифференцировать соматоформную вегетативную дисфункцию, при которой нет психических нарушений, и ипохондрическое расстройство, тоже считающееся соматогенным неврозоподобным состоянием, а также паническое расстройство и фобии, другие нервные и психические заболевания.

Синдром адаптационных нарушений, астенический синдром — быстрая утомляемость, слабость, непереносимость физических и психических нагрузок, метеозависимость. Получены данные, что в основе астенического синдрома лежат нарушения транскапиллярного обмена, снижение потребления кислорода тканями и нарушение диссоциации гемоглобина.

Гипервентиляционный (респираторный) синдром — это субъективные ощущения нехватки воздуха, сдавления грудной клетки, затруднение вдоха, потребность в глубоких вдохах. У ряда больных он протекает в виде криза, клиническая картина которого близка к удушью. Наиболее частыми причинами, провоцирующими развитие респираторного синдрома, являются физические нагрузки, психическое перенапряжение, пребывание в душном помещении, резкая смена холода и жары, плохая переносимость транспорта. Наряду с психическими факторами одышки большое значение имеет снижение компенсаторно-приспособительных возможностей функции дыхания к гипоксическим нагрузкам.

Нейрогастральный синдром — нейрогастральная аэрофагия, спазм пищевода, дуоденостаз и другие нарушения моторно-эвакуационной и секреторной функций желудка и кишечника. Больные жалуются на изжогу, метеоризм, запоры.

Кардиоваскулярный синдром — кардиалгии в левой половине грудной клетки возникающие при эмоциональной, а не при физической нагрузке, сопровождается ипохондрическими расстройствами и не купируется короналитиками. Колебания АД, лабильность пульса, тахикардия, функциональные шумы. На ЭКГ и при велоэргометрии выявляются чаще всего синусовые и экстрасистолические аритмии, нет признаков ишемии миокарда.

Синдром цереброваскулярных нарушений — головные боли, головокружения, шум в голове и ушах, склонность к обморокам. В основе их развития лежат церебральные ангиодистонии, патогенетической основой которых является дисрегуляция тонуса сосудов мозга гипертонического, гипотонического или смешанного характера. У части больных с упорным цефалгическим синдромом имеет место нарушение тонуса не только артериальных, но и венозных сосудов так называемая функциональная венозная гипертензия.

Синдром обменно-тканевых и периферических сосудистых нарушений — тканевые отеки, миалгии, ангиотрофоневроз, синдром Рейно. В основе их развития лежат изменения сосудистого тонуса и проницаемости сосудов, нарушения транскапиллярного обмена и микроциркуляции.